(Поляков Лука Михеевич; 1841, дер. Вел. Село Псковского у. и губ.- 28.12.1903, Крыпецкий во имя ап. Иоанна Богослова мон-рь), прп. (пам. 28 дек., 9 июля и в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Псковских святых), Крыпецкий, старец Крыпецкого во имя ап. Иоанна Богослова мон-ря. Основным источником сведений о К. являются материалы к его жизнеописанию, собранные по благословению митр. Сергия (Воскресенского) псковским свящ. А. В. Ионовым (1907-1977), который встречался и беседовал с иером. Амфилохием (Егоровым; † после 1944), В. С. Графовым, крестьянином дер. Овсищи Псковского у., и др. очевидцами, лично знавшими подвижника.
Род. в крестьянской семье Михея Алексеевича (1796-1846) и Вассы Григорьевны (1806-1873), был 5-м, младшим ребенком в семье. В родном селе Лука был пастухом, с отрочества отличался смирением; по свидетельству местных жителей, он часто брал на себя чужие грехи, напр. озорничавших деревенских мальчиков. С детства Лука особо почитал ап. Иоанна Богослова, в 1875 г. пришел в Крыпецкий мон-рь, посвященный евангелисту. В 1876 г. указом Псковской духовной консистории зачислен в послушники, трудился на скотном дворе, пас монастырских коров.
12 дек. 1877 г. по благословению Псковского еп. Павла (Доброхотова) архим. Николаем (Авенировым) Л. М. Поляков был пострижен в монашество с именем Корнилий в честь Корнилия сотника. Основным послушанием К. стал сбор пожертвований на ремонт построек мон-ря. Зная безупречную честность и добрый нрав монаха, жители окрестных сел охотно жертвовали ему свои сбережения. При этом К. часто беседовал с верующими, наставлял их, постепенно стал известен как молитвенник, наделенный даром предсказаний и подвигом юродства. С почтением относился к болящему юродивому Матфею Кондратьеву († 1905) из с. Малы Псковской губ. Нек-рое время К. служил в обители гостинником. В монастырских клировых ведомостях 90-х гг. XIX в. значился неграмотным.
Радушного и кроткого К. почитали как старца, множество мирян приходили в мон-рь и обращались к нему за советом в духовных делах и бытовых нуждах. К. предсказал монашество и старческое служение отрока В. И. Желнина (впосл. Псково-Печерский иеросхим. Симеон), рождение сына у церковного старосты П. Ильина (погост В. Мост, дер. Платоново Псковского у.), события жизни мн. прихожан обители, в т. ч. Е. В. Васильевой (дер. Хотицы Псковского у.), крестьянина С. Ермолаева (дер. Н. Полоски Псковского у.), дочери иерея Петра (Серетинский погост близ Пскова), время кончины родного племянника Степана и проч. Особенно К. доверял крестьянину Графову, к-рому рассказал о дне и часе своей смерти. Подвизаясь в юродстве, К. часто притворялся пьяным и даже каялся на исповеди в чужих грехах, обличая грехи и проступки как селян, так и монахов, чем смущал братию и духовника обители игум. Иоанникия. Графову же он признавался: «Мне вино пить, что на крест идти».
По свидетельству крыпецкого иером. Иулиана, однажды по молитвам преподобного деревянные постройки мон-ря были спасены от пожара, вызванного ударом молнии. К. предсказал пожары в Крыпецкой обители, уничтожившие монастырские погреба, и в родной дер. Вел. Село. Однажды, несмотря на насмешки братии, он стал утверждать, что монастырская колокольня «обольется кровью». Действительно, 10 нояб. 1907 г., перед всенощной, банда грабителей, состоявшая из сосланных в Псков членов латыш. националистической партии, ворвалась в обитель. Во время нападения были убиты иером. Иаков, мон. Павел, послушники Феодор, Георгий и Прокопий, поднявшиеся на колокольню, чтобы спастись. Семью выстрелами был убит и звонарь Алексий, бивший в набатный колокол. В 1903 г. К. предсказал иером. Феодосию его служение последним казначеем Крыпецкого мон-ря, закрытие и разорение обители, а мужу крестьянки А. Фёдоровой - уничтожение Крыпецкого кладбища, часовни, О. Никулиной (из дер. Сабижи Псковского у.) - изгнание из обители монахов и осквернение мощей прп. Саввы Крыпецкого.
Подвижник особо чтил прор. Илию, приходивших к нему побуждал молиться этому ветхозаветному праведнику, «а то плохо будет», призывал священноначалие к тому, чтобы «имя Илии пророка во всех церквах поминали на отпусте священники... и тогда будет мир и благодать Божия разольется по всей земли». По преданию, К. пророчествовал и о трагических событиях в истории России XX в.: «Не будет у нас царя! Сменят его, как плохого хозяина», «такое тяжелое время будет, какого еще не было никогда на Руси», предвидел русско-япон. войну. Среди предсказаний К. выделяются слова о том, что погребут его не в день отпевания и «не по чину» - головой на север. С таким небрежным погребением К. связывал и грядущие бедствия в России. Действительно, из-за временного отсутствия настоятеля игум. Алексия (Константинова) тело старца после отпевания не сразу было предано земле. Сначала гроб с телом оставили в каменном склепе под кладбищенской часовней. Затем, не дождавшись настоятеля, монастырские работники «из-за какого-то поругания» погребли останки К. головой на север. «У преподобного Саввы молебны служились, а у старца Корнилия - панихиды»,- свидетельствовал иером. Амфилохий (Егоров). Впосл. почитатель подвижника Графов в прошении, поданном в Синод, приводил его слова: «Я скончаюсь, вся страна заплачет, ко дню моего погребения прибудет владыка, в тот год хлеб будет дешев: мера ржи 65 будет. А потом будет в России бедствие. Я прошу, чтобы меня положили в гроб чисто на восток. Но я знаю, что не положат меня братия по моему желанию, и в обители будет убийство, война» (РГИА. Ф. 797. Оп. 83. 2 отд. 3 стол. Д. 170). Вскоре после кончины К. началась русско-япон. война (1904-1905), одновременно с его погребением в Псков прибыл еп. Арсений (Стадницкий; впосл. митрополит Ташкентский и Туркестанский). Впосл. в день смерти К. неизвестный благодетель каждый год присылал в обитель пуд осетрины.
В 1913 г., спустя 10 лет после смерти преподобного, крестьянин Графов послал на имя обер-прокурора Синода В. К. Саблера подробное жизнеописание К. с просьбой исполнить последнюю волю почившего: предать его тело правильному погребению, да «не обрушатся на Россию бедствия», предсказанные подвижником. Прошение Графова на имя обер-прокурора было переправлено еп. Псковскому Евсевию (Гроздову) и «за недоказанностью прописанного» оставлено без ответа. 3 апр. 1913 г. благочинный муж. мон-рей осмотрел могилу К. и решил по ее «наружному расположению», что гроб с телом почившего поставлен по христ. обычаю правильно, а именно лицом к востоку. Братия назвала К. ничем не примечательным насельником, а игум. Иоанникий утверждал, что он «стаканами вино пил». В том же году Псковская духовная консистория просила Псковское городское полицейское управление представить справку об образе жизни, о занятиях, об имущественном положении, о поведении и об «умственных способностях» крестьянина Графова. В отзыве полицейского управления сообщалось, что он человек «не вполне нормальный».
В 1904 г., во время пребывания в Пскове прмц. вел. кнг. Елисаветы Феодоровны, Графов смог вручить ей записки о старце. 9 авг. 1916 г. Крыпецкую обитель посетила воспитанница Елисаветы Феодоровны вел. кнг. Мария Павловна - младшая, к-рая удостоверилась в народном почитании старца и услышала о его пророчествах. 7 февр. 1918 г. прмц. кнг. Елисавета писала патриарху Московскому и всея России св. Тихону об «иноке Корнилии - юродивом Псковской губернии», призывая исполнить волю старца о правильном погребении: «Время настало, и все, что это Божие дитя предсказало, исполняется - страшно заметить, как Господь открыл ему все бедствия, которые постигли Святую Русь. Он - маленький земной ангел - просил, чтобы вся Россия молитвенно обратилась к великому ревнителю и святому слуге Божию пророку Илии... Есть еще одна просьба инока Корнилия, очень легко исполнимая, но враг человечества уже 14 лет противодействует: о. Корнилий предсказал, что похоронят его неверно, ибо храм монастыря построен неправильно,- он умолял его прах переложить правильно» (ГАРФ. Ф. 4652. Оп. 1. Д. 3. Л. 231-232 об.).
В 1918 г. по инициативе настоятеля Крыпецкого мон-ря игум. Нафанаила братия открыла могилу и отслужила великую панихиду. Но считается, что гроб был переложен и зарыт слишком поспешно и опять неправильно. В ближайшую ночь в мон-рь ворвались красногвардейцы из отряда Серебрякова и допросили братию о причинах вскрытия могилы. Красноармейцы считали, что монахи спрятали в могиле ценные богослужебные предметы. В ту же ночь после допросов игум. Нафанаил удалился в Елеазаров во имя святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста монастырь, а затем на родину в Полтавскую губ. В февр. 1922 г. Крыпецкая обитель была обращена в приход, а в дек. 1923 г. решением Псковского губисполкома окончательно закрыта, постройки переданы совхозу «Крыпецы».
В 30-80-х гг. XX в. богомольцы приходили к могиле К., по молитвам к преподобному совершались исцеления от различных недугов, в т. ч. от эпилепсии, болезни глаз, немоты. В 1944 г. свящ. А. Ионов писал: «Если же со временем выяснится, что «завещание» м. Корнилия есть не что иное, как благочестивая легенда, возникшая среди его почитателей, то даже, как и легенда, это «завещание» будет иметь свой интерес как новое подтверждение тому, что русский народ связывал свои исторические судьбы с Промыслом Божием и бедствия России всегда рассматривал как Божие наказание за отпадение от той Христовой правды, которая наиболее ярко раскрывается в жизни русских святых, праведников, подвижников». В мае 1958 г. при участии схиархим. Псково-Печерского мон-ря Александра (Васильева) и бывш. духовника Святогорского в честь Успения Пресв. Богородицы монастыря архим. Никодима над могилой К. была возведена деревянная часовня с 4-скатной кровлей, а рядом - небольшая деревянная одноглавая церковь. Но осенью того же года по инициативе председателя Торошинского сельского совета И. Денисова местные комсомольские активисты частично разобрали, частично сожгли храм и часовню. Но богомольцы продолжали приходить к захоронению преподобного. К 1960 г. на его могиле имелись каменное надгробие с фотографией, ограда.
22-23 июля 1997 г. по благословению архиеп. Псковского и Великолукского Евсевия (Саввина) в возрождавшемся Крыпецком монастыре мощи К. были обретены, освидетельствованы, перенесены в нижний придел Иоанно-Богословского собора и положены в раку. Ежедневно служили панихиды. Летом 1999 г., свидетельствуя о почитании К., архиеп. Псковский Евсевий с братией Крыпецкого мон-ря обратился с прошением о причислении К. к лику святых. 10 янв. 2000 г. по благословению Святейшего патриарха Московского и всея Руси Алексия II К. был прославлен как местночтимый святой Псковской епархии.
преподобного связана с Крыпецким мон-рем. Его иконы начали создавать сразу после обретения св. мощей. Особенно интенсивно иконография формировалась в связи с прославлением К. в лике местночтимых Псковских святых. Самое раннее изображение святого находится в иконостасе придела прп. Саввы Крыпецкого монастырского собора во имя ап. Иоанна Богослова (1996, мастерская московского иконописца С. С. Путиева). К. включен в группу святых, изображенных справа в навершии иконостаса коленопреклоненными перед центральным образом Распятия Христова (преподобные Иоанн Лествичник, Савва Сербский, Савва Крыпецкий и Евфросин Псковский; слева - Евстратий и др. мученики Севастийские). Иконографический тип К. (крайний справа вверху, назван блаженным) разработан в древнерус. иконописной традиции; он в коричневой мантии, красновато-охристой рясе, с куколем на плечах, волосы густые, с сединой, борода короткая, волнистая, раздвоенная на конце.
Подобный тип изображения впосл. был использован на нек-рых иконах с многофигурными композициями, напр., на местной иконе Божией Матери «Державная», с преподобными Саввой и К. (справа) в иконостасе придела Новомучеников и исповедников Российских Иоанно-Богословского собора (1999, мастерская Путиева), на образе «Господь Вседержитель, с предстоящими Богоматерью и ап. Иоанном Богословом и припадающими преподобными Корнилием и Саввой Крыпецкими» (К. слева) в трапезной Успенской ц. обители (2009, мастерская псковского архитектора и иконописца А. С. Кузнецова).
Накануне дня прославления в мон-рь были доставлены первые единоличные иконы К., написанные в Пскове и Москве,- 2 поясные аналойного размера и ростовая, которая была укреплена на крышке дубовой раки святого. Источником для образа К. послужила фотография, сделанная в кон. XIX в. в Пскове (хранится в архиве Крыпецкого монастыря), где преподобный представлен фронтально в рост в монашеском облачении (рясе и клобуке) с книгой в правой руке и четками в левой. Он худощав, лицо с мелкими чертами, обрамлено легкими светлыми прядями волос до плеч и негустой бородой средней длины. В 50-х гг. XX в. погрудный вариант фотоснимка был помещен на надгробии К.
На всех иконах преподобный показан в черном клобуке, коричневой мантии и светлой (обычно охристой) рясе; по плечам - длинные вьющиеся седые волосы; борода средней длины, нередко разделенная на пряди, раздвоена на конце. Изображения отличаются в деталях. Так, на аналойной иконе из ризницы мон-ря (1999, иконописец Путиев) К. изображен с раскрытой перед грудью ладонью правой руки, в левой - четки (на верхнем поле - образ Спаса Нерукотворного, на боковых - фигуры ап. Иоанна Богослова и прп. Саввы Крыпецкого). На др. иконе К. представлен со скрещенными на груди руками с четками (1999, псковский иконописец Н. А. Блохин). Образ на раке К. в приделе прп. Саввы Крыпецкого (1999, иконописец Путиев) повторяет разработанную иконографию святого со сложенными крестообразно руками, но его глаза прикрыты. На иконе, выполненной в иконописной школе МДА (ок. 2005, иконописец Л. А. Гадалова), обе руки преподобного обращены ладонями вовне.
Крыпецкая обитель стала средоточием творческого воплощения различных вариантов иконографии К. На иконе 2000 г. из собора в честь Рождества св. Иоанна Предтечи в Пскове (подворье Крыпецкого мон-ря) образ преподобного трактован в живописной светотеневой манере: погрудное изображение на красном фоне восходит к фотографии кон. XIX в. и сохраняет портретное сходство, в надписи К. именуется блаженным монахом. На аналогичной иконе из Крыпецкого мон-ря (2000) в правой нижней части вставлен реликварий с частицей мощей К.
В 2000-х гг. в обители создается ряд образов в иконописной манере, к-рые различаются деталями иконографии - жестом рук, величиной и формой бороды, цветом рясы. На поясной иконе 2004 г. у К. густая седая борода, правая рука воздета к груди, в левой - четки. Изображение в местном ряду иконостаса собора ап. Иоанна Богослова (2006, иконописец Кузнецов) ростовое прямоличное, правая рука святого раскрыта перед грудью, в левой - четки; лик аскетический, небольшая борода и волосы с проседью, разделены на мелкие пряди; ряса светло-зеленая.
В иконостасе монастырской ц. Успения Пресв. Богородицы находится оригинальный по композиции образ св. покровителей обители - ап. Иоанна Богослова, прп. Саввы Крыпецкого и К. (слева), представленных в рост парящими на облаках над раскинувшейся под ними панорамой Крыпецкого монастыря (2010, с.-петербургский иконописец А. П. Беляев). В верхнем регистре в полукружиях помещены образы благословляющего Иисуса Христа и Богоматери с покровом в руках. Образ К. идентичен по рисунку образу из иконостаса собора ап. Иоанна Богослова. Над монастырскими постройками изображена радуга. Эта деталь имеет реальную основу: по рассказам очевидцев, во время обретения св. мощей преподобного внезапно хлынул дождь, к-рый вскоре прекратился, засияло солнце и возникла двойная радуга в виде многоцветного ореола вокруг солнца (т. н. гало) - природное явление было расценено как знамение грядущего прославления святого.
Совр. иконы К. различных изводов находятся в псковских храмах. В приделе равноап. кнг. Ольги кафедрального Троицкого собора - небольшое поясное изображение К., его правая рука возле груди, в левой - свиток; борода широкая, разделенная на неск. прядей. На поясной иконе из ц. Покрова Пресв. Богородицы от Торга святой облачен в розовую рясу, красно-коричневую мантию с голубыми пробелами и черный клобук, правая ладонь раскрыта, в левой руке - четки; справа внизу помещен мощевик.
Образ святого встречается в композиции «Собор Псковских чудотворцев» на иконах, написанных после канонизации К. Напр., он включен в состав изображенных на иконе из Крыпецкого мон-ря (2011, иконописец Блохин) среди «преподобных отец Крыпецкия обители», стоящих на фоне собора ап. Иоанна Богослова. Преподобный представлен оплечно в верхнем ряду справа, в традиц. иконографии.